В минувшую пятницу в Астане прошла пресс-конференция информагентства КазТАГ, посвященная досудебному расследованию в его отношении. Инициатором дела выступила брокерская компания АО “Фридом Финанс”. Ожидалось, что со стороны агентства прозвучат новые разоблачения. Однако их не последовало. Наибольший интерес у журналистов вызвал вопрос о том, почему у главного редактора КазТАГ столь низкая официальная заработная плата, сообщает QazNews.kz
Позиция КазТАГ
Открывал пресс-конференцию генеральный директор КазТАГ Асет Матаев. Он сказал: «Мой отец (Сейтказы Матаев — председатель правления Союза журналистов Казахстана — прим. авт.) всегда начинал пресс-конференцию так: если есть представители КНБ (Комитет национальной безопасности — прим. авт.) и прокуратуры, значит, можно начинать пресс-конференцию». По его словам, уголовное дело, открытое на него и главного редактора КазТАГ по 274 статье УК РК (« распространение заведомо ложной информации») является «недоразумением».
После Матаева слово взял главный редактор КазТАГ Амир Касенов. Он рассказал о критике, обрушившейся на него после заявлений о пытках со стороны полиции. «Когда человека не отпускают в туалет во время следственных действий, это может казаться мелочью, но для человека под следствием это ощущается как унижение»! Также он добавил: «… следователь допускал нависание надо мной, что я расцениваю как давление и приравниваю к пыткам». Амир подчеркнул: «Для меня это было крайне унизительно, но я считаю важным проговорить об этом вслух, спокойно и без крика».
Департамент полиции (ДП) Алматы и Генеральная прокуратура оперативно опровергли эти заявления. В ДП указали, что «вызов в органы полиции для дачи показаний либо участия в следственных действиях не является и не может рассматриваться как применение незаконного метода воздействия».
Прокуратура добавила: «К пыткам они умышленно относят законные и предусмотренные УПК РК такие следственные действия, как вызов на допрос, проведение самого допроса, избрание судом меры пресечения в виде домашнего ареста. Тем самым намеренно вводят общественность в заблуждение».
Главный редактор в то же время добавил, что не утверждает, будто правоохранительные органы всегда лгут. Подчеркнув важность открытого диалога и правовых процедур, он передал слово юристам.
Далее выступили адвокаты Асета Матаева. Рена Керимова заявила, что защита считает «регистрацию этого дела незаконной». С ней согласилась адвокат Алматинской коллегии адвокатов Елена Жигаленок. Она сообщила, что защита намерена ознакомиться с постановлением о назначении экспертиз по уголовному делу, возбужденному по статье 274 против ее подзащитного.
Ерлан Макенов, представляющий интересы Амира Касенова, выразил несогласие с выбором города Алматы, в котором было заведено уголовное дело. По его словам, дело должно было быть в Астане.
Рена Керимова заявила также, что глава Freedom Finance Тимур Турлов не вышел к публичному обсуждению. Она утверждает, что он не дал разъяснений журналистам и потерпевшим по существу дела.
При этом она не упомянула, что еще в апреле АО «Freedom Finance» дало официальное разъяснение. В нем указывалось — Публикации КазТАГ искажают факты и смешивают два разных дела. Уголовное дело, инициированное самой компанией в отношении бывшего сотрудника Виталия Светового, и отдельный кейс Жанны Капаровой против бывшего менеджера Темирлана Бекова. В холдинге также указывали на конкретные ошибки в материалах. В них Светового представляли как топ-менеджера, хотя, по утверждению компании, он занимал должность среднего звена. Также он не имел полномочий работать с клиентскими средствами. «Фридом Финанс» отмечал, что средства передавались ему наличными либо на личные счета. Это, по мнению холдинга, принципиально меняет оценку ответственности.
Жалобы в ФБР, ЦРУ, SEC и пр.
После представителей КазТАГ на пресс-конференции выступила Жанна Капарова — дочь Карлыгаш Капаровой, пострадавшей от действий Темирлана Бекова. Она напомнила, что ее мать — врач-патологоанатом, которая, по ее словам, «всю жизнь посвятила спасению людей».
Капарова заявила, что сегодня ее мать, как и другие пострадавшие, большинство из которых пожилые люди, вынуждена «обивать пороги госорганов». По ее утверждению, о происходящем осведомлены ключевые государственные структуры. В их числе она назвала администрацию президента, Генеральную прокуратуру, АРРФР (Агентство по регулированию и развитию финансового рынка РК), АФМ (Агентство финансового мониторинга), Национальный банк и КНБ.
Жанна Капарова сообщила, что обращалась в американские ведомства — ФБР (Федеральное бюро расследований США) и OFAC (Управление по контролю за иностранными активами Минфина США). При этом о получении официальных ответов от этих структур она не сообщила.
Она заявила, что лично передавала документы в посольстве США в Казахстане, и добавила, что намерена продолжить международные обращения. В частности, Капарова сообщила о планах обратиться в SEC (Комиссию по ценным бумагам и биржам США), а также передать материалы в ЦРУ и Интерпол. Она настаивала, что руководство холдинга не могло не знать о схемах, которые, по ее утверждению, реализовывались его сотрудниками.
После официальной части пресс-конференции журналистам, в том числе сотрудникам «Курсива», связанного с Freedom Finance, разрешили задать только один вопрос. Главный редактор КазТАГ Амир Касенов не ответил на вопрос о своей минимальной зарплате в 85 тысяч тенге. Асет Матаев прямо запретил ему это делать: «… это не относится к пресс-конференции, это грязно, про старых жен». Матаев также сказал журналисту «Курсива» Жанболату Мамышеву: «Турлов выделит вам премию», и не дал ему слова.
Ранее бывшая жена Амира, журналист Роза Есенкулова, в соцсети Facebook пояснила, что хочет защитить интересы несовершеннолетнего сына. Он критиковала сокрытие истинных доходов и двойные стандарты КазТАГ. Роза задавалась вопросом, как на 14 тыс. тенге можно одеть, прокормить и обучить 17-летнего подростка.
После этого Асет Матаев пожаловался, что журналисты и главные редакторы на протяжении шести лет правления президента фактически игнорируются. В то же время, по его словам, бизнесмены ежедневно встречаются с главой государства и получают народные средства через банки и финансовые организации, что обязывает их быть социально ответственными.
История конфликта
Конфликт между КазТАГом и Freedom Finance начался в конце марта 2025 года. Тогда агентство запустило большой цикл материалов с критикой в адрес холдинга, главным образом обвиняя компанию в действиях двух ее бывших менеджеров. Уже в апреле АО “Фридом Финанс” опубликовало официальную позицию по делу с опровержением обвинений в свой адрес. Несмотря на это, КазТАГ продолжало публиковать материалы, преимущественно отражающие точку зрения пострадавших. Оно фактически возлагало вину не на самих мошенников, а на холдинг и лично на его руководителя Тимура Турлова. С марта по декабрь агентство выпустило более 130 публикаций. Иногда материалы выходили массово. Так, вечером 3 апреля было сразу девять публикаций. В итоге Freedom Finance подал заявление в полицию, и против КазТАГ было возбуждено уголовное дело. Компания сочла заведомо недостоверными целый ряд утверждений в статьях агентства.
Следует отметить, что Фонд бюро расследования коррупции (ФБРК) сообщил, что в распоряжение их редакции поступил внутренний документ Freedom Holding. Юристы холдинга подробно разобрали 25 утверждений КазТАГ о компании и доказали их недостоверность. Например, агентство ошибочно называло Виталия Светового исполнительным директором холдинга, хотя он занимал позицию среднего звена. КазТАГ утверждал, что компания не имела лицензии для работы с американскими акциями, тогда как FFIN Brokerage Services имела действующую лицензию IFSC.
Freedom Finance предоставила доказательства того, что пострадавшие знали о договорах с FFIN Brokerage Services и сами проводили переводы через банки. Компания настаивает, что публикации КазТАГ вводят общественность в заблуждение. Она подготовила документальные подтверждения своей позиции для судебного разбирательства, которое в итоге расставит все точки над «i».
